Как прокапаться от алкоголя на дому: показания и механизм действия капельницы

Не каждый человек способен быстро справиться с последствиями алкогольной интоксикации, особенно при длительном злоупотреблении. Весомую помощь организму оказывает так называемая инфузионная терапия, проводимая врачами специалистами, поэтому важно знать, как прокапаться от алкоголя на дому.

Вводимые с капельницей растворы и лекарства помогают очистить организм от этилового спирта, продуктов его распада, а также предотвращают абстинентный синдром и устраняют последствия запоя. На фоне капельницы быстрее восстанавливается функция печени, проходят неприятные симптомы похмелья, улучшается состояние нервной системы. Детоксикационная терапия эффективна и при эпизодическом злоупотреблении алкоголем, и при регулярном. Но в последнем случае действенность ее снижается, в результате чего требуется больший объем лечебных мероприятий.

Как работает капельница от алкоголя

В основе работы капельниц от алкоголя лежит многофакторное воздействие ее компонентов. Базовый компонент любой капельницы — глюкозо-солевой раствор, задача которого состоит в восполнении дефицита жидкости и устранении солевого дисбаланса. Главное преимущество капельницы — внутривенное введение действующих компонентов. При пероральном приеме лекарств от алкоголя их эффективность может значительно снизиться из-за частого симптома алкогольного отравления — тошноты и рвоты.

Врачи используют такое понятие, как биодоступность: это доля лекарственного препарата, которая достигает органов-мишеней. При внутривенном введении лекарственных средств биодоступность достигает 100%, а при пероральном из-за ряда факторов она может снижаться в несколько раз. При рвоте таблетки могут вообще не всосаться в кровь, в результате чего их действие падает до нуля.

Препараты, которые вводятся с капельницей, воздействуют на разные органы: на печень, сердечно-сосудистую систему, центральную нервную систему. О том как действую конкретные препараты — далее в статье.

Что входит в состав капельницы от алкоголя

В каждом конкретном случае, а также в зависимости от выбранной программы детоксикации, состав и количество капельниц подбираются индивидуально. Остановимся более подробно на самых распространенных и известных средствах.

Глюкозо-солевые растворы.

Наиболее часто используются физиологический раствор и 5-10% раствор глюкозы. Их задача состоит в восполнении дефицита жидкости в организме,  разжижении крови (гемодилюция) и уменьшении концентрации этилового спирта и продуктов его распада, которые оказывают наиболее негативное воздействие на организм.

Достаточно большой объем вводимых растворов необходим также и для реализации принципа форсированного диуреза, когда дополнительно вводятся мочегонные средства, чтобы ускорить выведение токсинов мочой.

С помощью растворов также восстанавливается электролитный дисбаланс, вызванный употреблением алкоголя. Для этого в глюкозу добавляются панангин или хлорид калия (содержат иона калия), а также магнезия (содержит ионы магния). Могут применяться и специальные полиионные составы: “Дисоль”, “Трисоль”, “Хлосоль” и другие. Электролитный дисбаланс чреват нарушениями работы сердца, поэтому так важно его устранить.

Раствор соды.

В процессе распада этилового спирта образуется большое количество кислот (молочной и пировиноградной). Это приводит к “закислению” (ацидозу) крови и негативно сказывается на работе органов, в первую очередь почек. Для борьбы с ацидозом применяют гидрокарбонат натрия 4%. Сделать капельницу от алкоголя с гидрокарбонатом может только врач, так как доза определяется с учетом многих факторов.

Антагонисты опиатных рецепторов.

При очень сильной интоксикации положительным эффектом обладают блокаторы опиатных рецепторов, например, “Налоксон”. Этот препарат блокирует рецепторы от воздействия алкоголя и устраняет чувство эйфории, вызываемое им. При употреблении больших доз алкоголя из-за взаимодействия его с этими рецепторами возможна остановка дыхания. Налоксон позволяет избежать этого опасного явления.

Витамины.

В состоянии алкогольного опьянения, при похмелье и в запое организм человека страдает от дефицита витаминов. Обусловлено это как недостаточным их поступлением с пищей, особенно явно это отмечается при запое, так как снижается аппетит, так и повышенным расходом из-за активизации обменных процессов.

Для восполнения дефицита витаминов их вводят с капельницей. Используют преимущественно следующие витамины:

• тиамин (В1);
  • пиридоксин (В6);
  • кокарбоксилаза;
  • рибофлавин (В2);
  • аскорбиновая кислота;
  • никотинамид (PP).

Витамины обладают антиоксидантным действием, стимулируют обменные процессы и минимизируют повреждение клеток алкоголем.

Гепатопротекторные средства.

Учитывая, что алкоголь распадается преимущественно в печени, логично, что она нуждается в медикаментозной поддержке при алкогольной интоксикации. К этой группе препаратов относятся:

• Адеметионин (одно из торговых названий — “Гептрал”).
  • Эссенциале.
  • Метадоксил.
  • Орнитин.

Считается, что указанные препараты уменьшают повреждение гепатоцитов (клеток печени) и способствуют их восстановлению. Конечно, полностью восстановить печень при длительном возлиянии они не способны, но в какой-то степени поддержать ее и замедлить развитие токсического гепатита и цирроза — вполне.

Медицинскими показаниями для капельницы от алкоголя являются:

• острое отравление этиловым спиртом, с которым может столкнуться даже малопьющий человек;
  • выраженный похмельный синдром;
  • кратковременный запой продолжительностью до 7 дней (при более длительном запое капельницу на дому тоже можно сделать, но чем дольше запой, тем меньше ее эффективность и выше риск развития алкогольного делирия).

Важно! При слабовыраженных симптомах алкогольной интоксикации можно попытаться избавиться от них без применения капельницы — с помощью обильного питья и перорального приема лекарственных препаратов. Однако, какие препараты нужно и можно принимать, следует уточнить у врача. Так, головную боль при употреблении алкоголя ни в коем случае нельзя лечить парацетамолом.

Противопоказания

Задавшись вопросом, как прокапаться от алкоголя на дому, не стоит забывать и ситуациях, когда сделать это невозможно, то есть о противопоказаниях.

К ним относятся следующие факторы:

• запой продолжительностью более 7 дней. В этом случае одной и даже двумя капельницами не обойтись — требуется более интенсивная инфузионная и лекарственная терапия, включающая седативные препараты. Поэтому длительные запои рекомендуется лечить в условиях стационара.
  • наличие тяжелых заболеваний со стороны сердечно-сосудистой и нервной системы, почек. К подобным заболеваниям относятся: неконтролируемая гипертония, инсульт или инфаркт в анамнезе, почечная недостаточность, эпилепсия.
  • сахарный диабет и другие эндокринные заболевания. Грамотный врач, конечно, может поставить капельницу от алкоголя и пациентам с этими заболеваниями, но все же лучше делать это в больнице, где есть возможность провести более полное обследование и избежать ненужных осложнений.

Правильная оценка показаний и противопоказаний для капельницы от алкоголя на дому — залог эффективной и безопасной детоксикации!

Всегда ли капельница на дому помогает

Не следует забывать, что капельница от алкоголя борется только с последствиями алкоголизма, но вот непосредственно с ним справиться не помогает. Если вы хотите справиться с самой причиной неприятных последствий, то следует обратиться за квалифированной помощью к врачу-наркологу. В Одинцово Вы можете сделать это в нашей клинике — наши врачи владеют всеми современными способами лечения алкоголизма.